Короткая справка по микрофинансированию и принципам кредитных кооперативов
«В макроэкономическом контексте микрофинансирование выполняет также важные социальные функции. Оно предоставляет возможность реализовать предпринимательскую инициативу у широких слоев населения, помогая им создавать свой микро- и малый бизнес. С другой стороны, за счет предоставления потребительских займов микрофинансирование повышает покупательную способность и уровень жизни населения, причем наиболее социально незащищенной ее части.
Распространение микрофинансирования позволяет также снизить теневую составляющую в экономике. Во-первых, поскольку все институты, работающие в этой нише, ведут достаточно прозрачную деятельность сами, они требуют того же от своих клиентов. Во-вторых, с развитием микрофинансирования постепенно сужается база для «теневого ростовщичества». Предпринимателям будет выгоднее обращаться в микрофинансовую организацию, где плата за пользование денежными средствами ниже, оформление займов происходит оперативно и, что самое главное, сделка совершается законно. Поскольку задачи и стандарты микрофинансирования варьируются в зависимости от конкретных экономических условий, дать универсальное определение этому финансовому инструменту затруднительно. Тем не менее, есть ряд моментов, которые в обязательном порядке присутствуют в российских программах микрофинансирования. Предоставление займов осуществляется преимущественно на развитие бизнеса, хотя не исключаются и займы на потребительские цели.
Микрофинансирование — это скорее «первая помощь», его нельзя рассматривать как базовое финансирование. Но на практике вполне реальна ситуация, когда микрофинансовые организации — это единственный способ для мелких предпринимателей получить доступ к внешнему финансированию, например, в ситуации, когда традиционные финансовые структуры не работают с подобного рода клиентами. Действительно, в России микрофинансовые ресурсы используются предпринимателями не только для пополнения оборотных средств, но и на финансирование инвестиционных проектов.
Достаточно часты случаи, когда бизнес обращается к микрофинансовым организациям постоянно, независимо от стадии жизненного цикла. Еще одной отличительной чертой рассматриваемого финансового инструмента является качественная особенность его клиентской базы. Клиентами микрофинансовых организаций выступают начинающие или уже состоявшиеся малые предприниматели, испытывающие финансовые трудности и не имеющие доступа к традиционному финансированию из-за отсутствия залога и/или малого объема испрашиваемого займа, а также часть населения, испытывающая сложности при получении потребительского кредита в банке.
Обобщив вышесказанное, микрофинансирование определяется как легитимное предоставление субъектам малого предпринимательства и физическим лицам, имеющим ограниченный доступ к традиционным банковским услугам, финансовых и дополняющих их социальных услуг, направленных, с точки зрения макроэкономического эффекта, на сглаживание социальной напряженности в обществе, повышение уровня жизни населения, обеспечение занятости, развитие предпринимательства.»
Мамута М.В Президент Российского Микрофинансового Центра